Краткий справочник Гримуаров

Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в любой соц сети:
Краткий справочник Гримуаров

Ниже мы приведем перечень наиболее известных средневековых гримуаров. Преимущественно это трактаты по церемониальной магии с подробнейшими инструкциями проведения магических операций, большим количеством пантаклей, печатей и подписей демонических и ангельских сил.

Завещание Соломона — Ветхозаветный апокриф, содержащий список демонов, вызванных царем Соломоном, здесь также рассказывается о том, как им можно противостоять с помощью инвокаций ангелов и других магических техник. Это один из самых старых магических трактатов (гримуаров), авторство которого приписывают Царю Соломону. Датируется периодом с первого по пятый век нашей эры.

Книга Священной Магии Абрамелина Мудреца. Один из основополагающих гримуаров в магической системе Ордена Золотой Зари.

Малый Ключ Соломона (Lemegeton Clavicula Salomonis). Самые ранние рукописи «Лемегетона» относятся к XVII столетию. Однако, считается что этот популярнейший сборник текстов по магии создан много ранее. Корнелий Агриппа в своей работе «О неопределённости и суетности всех наук и искусств» (De incertitudine et vanitate omnium scientarum et atrium), изданной в 1531 году в Париже, упоминает три из пяти книг «Лемегетона«: Ars Almadel, Ars Notoria, и Ars Paulina. Этот перечень был повторен учеником Агриппы Иоанном Вейером в книге «Об обманах демонов» (De Praestigiis Daemonum) в 1563 году. Вслед за Вейером, эти книги упоминает и Реджинальд Скот в своем «Словаре колдовства» (Discouerie of Witchcraft), вышедшем в 1584 году. Очевидно, название «Лемегетон» является попыткой невежественного компилятора перевести на латинский язык название гримуара — «Малый Ключ Соломона» (в отличие от более древнего «Большого Ключа Соломона»).

«Лемегетон» состоит из пяти частей: Goetia, Theurgia Goetia, Ars Almadel, Ars Paulina и Ars Noforia.

«Гоетия» (Goetia)— содержит перечень 72 злых духов, а также описание магического круга, треугольника и основных орудий, которые использовал в своей магической практике легендарный царь и маг Соломон. Само слово «Гоетия» имеет греческое происхождение и означает волшебство, причем, как правило, «низшего», вредоносного толка. Этим она отличается от «Теургии», которая означала «высшую» магию, направленную на общение с Богом. По своему содержанию Гоетия очень напоминает каталог демонов из «Псевдомонархии демонов» (Pseudomonarchia daemonum), который дан в качестве приложения к книге Иоанна Вейера «De Praestigiis Daemonum» (1563). Своим источником Вейер называет некую рукопись, озаглавленную «Книга о служебных обязанностях духов или Книга высказываний Empto Соломона о князьях и царях демонов» (Liber offlciorum spirituum, seu Liber dictus Empto. Salomonis, de principibus regibus damoniorum). Вполне очевидно, что Вейер получил этот текст до 1563 года. В отличие от «Гоетии», в «Псевдомонархии» Вейера нет печатей демонов, а сами они призываются путем простых заклинаний, а не с помощью сложного ритуала. «Псевдомонархия» и «Гоетия» также различаются порядком следования духов, к тому же в «Гоетии» появляются четыре дополнительных духа (Vassago, Seere, Dantalion, и Andromalius), которых нет в тексте Вейера. Можно предположить, что, дорабатывая «Гоетию», неизвестный компилятор включил в нее также некоторые сведения из работ Реджинальда Скота, «Гептамерона» Петра де Абано, «Трех Книг Оккультной Философии» Корнелия Агриппы.

Теургия Гоетия (Theurgia Goetia) — продолжает описание духов, отчасти — добрых, отчасти — злых. Некоторые материалы этой книги очевидно заимствованы из первой книги «Стеганографии» (Steganographia) Иоанна Тритемия. Хотя большинство печатей духов, приведенных в «Гоетии Теургии», не приводятся в тексте Тритемия, некоторые совпадения все же есть. Однако стоит заметить, что заклинания, которые даны у Тритемия, не соответствуют заклинаниям «Теургии Гоетии». Хотя «Стеганография» была написана Тритемием в 1500 году, издать ее удалось лишь в 1608 году. Впрочем, до этого она имела широкое хождение в виде рукописи.

Арс Алмадель (Ars Almadel) — описывает 20 старших духов, управляющих четырьмя мирами Вселенной. В 1608 году Иоанн Тритемий, в длинном перечне книг по магии, упоминает книгу «Алмадель», приписываемую царю Соломону. Роберт Тернер упоминает рукопись «Арс Алмадель» из Флоренции, относящуюся к XV веку. По мнению Иоанна Вейера, «Алмаделем» звали одного арабского мага.

Арс Паулина (Ars Paulina) — повествует о духах ночных и дневных часов, о духах планет и зодиакальных знаков. Как считает Линн Торндайк («История магии и экспериментальной науки» 8 тт. 1923-56 гг.), название «Искусство Паулина» означает, что оно было получено апостолом Павлом (Paul), когда в Коринфе он был вознесен на третье небо и приобрел там тайное знание. Текст также имеет некоторые совпадения со «Стеганографией» Иоанна Тритемия (второй книгой) и «Магическим Архидоксом» Парацельса. Роберт Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел в Национальной Библиотеке Лондона рукопись «Арс Паулина», относящуюся к XVII столетию.

Арс Ноториа (Ars Notoria) — содержит древние воззвания к Богу и молитвы, переполненные магическими именами. Очевидно, это самая старая книга «Лемегетона». Известно много ее латинских рукописей, относящихся к XIII веку, а, возможно, и еще более раннему времени. По содержанию «Арс Ноториа» напоминает «Заклятую книгу Гонория» или «Либер Юратус» (Liber Juratus), также относящуюся к XIII веку. Обращения, используемые в «Арс Ноториа» и «Либер Юратус» тесно связаны, и это позволяет предположить, что обе книги восходят к единой устной традиции. Стоит отметить, что «Арс Ноториа» включена не во все манускрипты «Лемегетона». В некоторых рукописях он содержит только первые четыре книги. Первое печатное издание «Арс Ноториа» впервые вышло на латыни в 1620 году в Лионе. А в 1657 году Роберт Тернер издал английский перевод этого текста.

В 1898 году отдельные куски из «Гоетии», «Арс Паулина» и «Арс Армадель» были изданы Артуром Уэйтом в его «Книге Черной магии и Договоров». Как пишет современный исследователь магических текстов Джозеф Петерсон, «к сожалению, книга Уэйта грешит большим количеством неточностей. Его транскрипция и рисунки не заслуживают доверия, а его переводы часто вводят в заблуждение и не точны. Создается впечатление, что Уэйт хотел представить самые худшие примеры, какие только можно было найти в магических текстах, чтобы подорвать доверие к ним». (Joseph Peterson The Lesser Key of Solomon, 2001).

Впервые полное издание «Гоетии» было осуществлено в 1904 году Алистером Кроули и Макгрегором Мазерсом (Goetia: The Lesser Key of Solomon). Гримуар был издан со всеми необходимыми примечаниями и дополнениями. Как пишет в своих «Исповедях» Кроули, «Я поручил Мазерсу перевести текст «Малого Ключа Соломона», и первой частью этой работы стала Гоетия. Но он не сумел продолжить дальше, потому как был морально сломлен событиями 1900 года <имеется в виду раскол в Герметическом Ордене Золотой Зари, лидером которого был Мазерс — прим. перев.>. Я добавил перевод заклинаний на Енохианский или Ангельский язык; отредактировал и снабдил примечаниями текст, которому предшествует «Предварительное заклинание», добавил вступительный комментарий, Магический Квадрат (с целью предупредить неправильное использование этой книги) и, в конце, — Инвокацию Тифона».

Стоит отметить, что «Предварительное заклинание или Ритуал Нерожденного» не является составной частью «Лемегетона», а представляет собой переработанный Кроули фрагмент греко-египетского магического папируса (опубликован в 1852 году Чарльзом Гудвином). Данный текст был известен среди адептов Ордена Золотой Зари как ритуал для установления контакта с Высшим Гением, а в 1906 году его использовал сам Кроули для воззвания к своему Святому Ангелу-Хранителю. Позднее он включил его в свою «Книгу Самех» (Liber Samekh)

Полный текст «Лемегетона» впервые опубликован в 2001 году (Joseph Peterson The Lesser Key of Solomon, 2001).

Перевод «Гоетии» осуществлен по изданию Кроули и Мазерса, с использованием издания Джозефа Петерсона. Перевод «Теургии Гоетии» осуществлен по изданию Джозефа Петерсона. Переводы Ars Almadel, Ars Paulina — по публикации Бенджамина Роу.

Гримуар Гонория. Знаменитый текст по христианской черной магии.

Гептамерон или Магические Элементы. Приписывается французскому чернокнижнику XIII века Петру де Абано. По версии А. Уэйта, на самом деле, написана 300 лет спустя после его смерти.

Великий Гримуар. Известная книга по Черной магии, описывающая запретные методы некромантии.

Истинный Гримуар Здесь начинается Священное Царство (Sanctum Regnum), которое зовется Царством Духов или Ключиками Соломона, мудрого некроманта и еврейского раввина. В первой части Гримуара даны различные комбинации символов, которыми вызываются силы, духи, или точнее — дьяволы с разными возможностями проявления своих сил. Вы можете вызывать их, когда пожелаете, и принуждать говорить о том, что Вам потребуется, и это не причинит Вам никакого беспокойства, и сами они так же будут умиротворены, потому что эти создания ничего не дают просто так. Кроме того, Вы найдете в первой части разъяснение, как отослать назад этих духов, воздушных, земных, водных или инфернальных, в соответствии с их принадлежностью.

Во второй части Гримуара изучают самые естественные и сверхъестественные тайны, которые совершаются властью Демонов. Вы узнаете, как этим пользоваться, причем без всякого обмана.

В третьей части Гримуара вы найдете ключ к работе и способ его использования.

Седьмая Книга Моисея. Каббалистическая талисманная магия.

Магическая книга доктора Фауста. Посредством этой книги и тайных обрядов, указанных в ней, великий маг Иоганн Фауст подчинил себе всех духов ада и элементов зла. Этот Гримуар является творением Соломона и состоит главным образом из шестой и седьмой книг Моисея и таблицы Рабелины (Tabbela Rabelina) — великих книг нигромантии (черной магии).

Меч Моисея. Древняя ивритско-арамейская книга по магии (около X века н.э.).

Большой Ключ Соломона. Важнейший гримуар, содержащий ценные сведения о подготовке и проведении магических операций.

Красный Дракон. Черномагическая книга, датирована XVI веком. Текст близок к «Великому Гримуару».

Запретные Ритуалы. Руководство по некромантии XV века.

Шестая Книга Моисея. Белая и Черная магия или Некромантия всех Ангелов и Духов.

Черная Курочка. Талисманный гримуар, относящийся к XIX веку.

Книга Ангелов, Колец, Печатей и Символов Планет. Текст по Планетарной Магии, относящийся к XV веку.