Языческие обереги севера

Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в любой соц сети:
Языческие обереги севера

У древних народов часто можно встретить оберег или талисманы, приносящие удачу, защищающие от бед и невзгод. Рассмотрим самые распространенные талисманы северных народов (кельтов, скандинавов и др.) — на основе креста — кельтский крест, колокрыж; Оружие Тора — молот Мьелльнир; Иггдрасиль (или Игдразил, askr Yggdrasills) —

КРЕСТ

Это солярный символ. К свастике не относим его весьма условно – крест тоже свастика, только без отходящих в сторону лучей. Многие не очень далекие люди считают его «чисто христианским» знаком, однако это далеко не так. Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображенные на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские канкистодоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцами-язычниками как слияния Небесного огня и огня Земного.

Слово «крест» происходит от общеевропейского корня «cru», что значит «искривленный». Этот корень мы можем наблюдать в словах «круг», «кривой», «крутой». В латинском языке «crux» — крест. Есть еще версия, что слово «крест» происходит от славянского корня «крес» — огонь (сравните: «кресало» — инструмент для разжигания огня).

Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест – символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонталюную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой – более мягкое творческое начало.

Прямой крест также может служить примитивной моделью Мирового Древа, где вертикальная черта – Мировое Древо, а горизонтальная – мир Яви. Соответственно, крест со сдвинутой вверх горизонтальной чертой будет обозначать расположение мира Прави на Древе, вниз – мира Нави. Естественно, эти кресты будут иметь соответственное магическое значение.

Рассмотрим основные типы крестов, характерные нордической традиции.

Кельтский крест или Колокрыж наиболее точно демонстрирует сходство креста со свастикой и всю условность их разделения. Кроме количества лучей у этих знаков ничего не меняется. Несмотря на то, что крест этот назыается кельтским, известен он практически всем индоевропейцам, в том числе, и Славянам. История кельтского креста насчитывает как минимум 8-9 тысячелетий. Кельты же особенно почитали этот крест. Еще кельтский крест называли «крестом воина», «крестом Вотана» (Одина).

Колокрыж

Двенадцатиконечный крест представляет собой крест с перекладиной на каждом луче, или же свастику с продолженными влево (у темной – вправо) лучами. Назначение этого креста – защита от внешних воздействий. Также многие исследователи говорят об этом знаке как о волшебном знаке Рода. Его также называют Шлемом Ужаса, представляя его как совокупность четырех рун Альгиз Старшего Футарка. Руна Альгиз – руна пассивной защиты, то есть значение этого символа неизменно. Этот символ был распространен как в глубокой древности, есть этому археологические доказательства – много амулетов со шлемом ужаса было найдено на территориях скифов, мордвы, индоевропейских народов, так и в средневековье им украшали стены домов и деревянные изделия а текже нередко использовался в церковной утвари. Самым мощным символом среди шлемов ужаса является так называемый Эгисхьяльм (скандинавское название) или Крест Непобедимости — этот символ превосходит все остальные по своей эффективности

КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ

кельтский крест

Кельтский крест — широко известный артефакт кельтской культуры. Сохранилось несколько примеров таких крестов, находящихся в Британии и Ирландии. Наиболее ранние кельтские кресты были плоские и лишенные каких бы то ни было украшений, но более поздние украшены богатой резьбой. Для этой резьбы характерен переплетающийся орнамент, типичный для кельтской культуры, изображения переплетающихся спиралей и рельефных элементов, причем последние, по-видимому, выступали в роли символов Солнца — одного из главных объектов поклонения у древних кельтов. Кельтские кресты часто воздвигались в местах массовых собраний, нередко — на территории монастырских конгрегации, а отнюдь не в качестве надгробного памятника. Типичная кельтская форма креста включает круг в камне, соединенный перекладинами креста. Сочетание круга и креста является знаком сплава духовного и материального, символом инициации, второго рождения, а также символом видения тонких миров.

Кельтский крест является одним из самых замечательных и сложных кельтских символов. Он состоит из 3-х кругов с диаметром 81, 27 и 9. Четыре края соответствуют четырем стихиям, Воде, Воздуху, Огню и Земле, объединяющимися в Эфире. Самый большой круг — Божественный или Keugant. Второй круг Migration или Ared, каждому кругу в нем соответствует свой цвет и планета. Третий — круг Белого света или Gwenved.
Второй круг делиться на восемь, каждому из которых соответствует цвет и цифра. Третий сам по себе включает свет и цифру. Многие принимают любое деление круга на четыре части за Кельтский Крест — захоронения времен неолита в Ньюгранже или всевозможные стоящие камни. Примеры подобные этим могут ввести в заблуждение, что Кельтский Крест — древнее христианства и очевидно один из первых языческих символов. Кельтскому христианину начала 20-го столетия языческие корни Кельтского креста казались шуткой, розыгрышем и вызывали удивление.

На самом же деле это древний языческий символ солнца помещенный на крест. А крест — это тоже украденный христианами солярный символ. Он почти как и свастика, только без отходящих лучей. Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонтальную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой более мягкое творческое начало. Прямой крест также может служить примитивной моделью Мирового Древа, где вертикальная черта Мировое Древо, а горизонтальная мир Яви. Соответственно, крест со сдвинутой вверх горизонтальной чертой будет обозначать расположение мира Прави на Древе, вниз мира Нави. Естественно, эти кресты будут иметь соответственное магическое значение.

Кельтский крест символизирует уникальное сочетание христианства и древней индоевропейской традиции. Крест в круге — древнейший символ жизни и мироустройства — встречающийся повсюду от Индии до Норвегии, тем не менее стал эмблемой именно кельтского мира — Ирландии, Шотландии, Уэльса. Христианство, принесённое монахами — миссионерами в Ирландию ещё в 4 веке, впитало в себя всё богатство и красоту древней кельтской культуры: мифы и легенды, элементы искусства, тайные знания друидов. Кельтский крест — символ мудрости и гармонии, связующее звено между прошлым и настоящим, эмблема кельтской культуры и всей североевропейской традиции.

В своих миссионерских походах кельты достигали Скандинавии, Германии, стран Балтии. Донесли они Слово Божье и до Руси, посетив в конце первого тысячелетия н.э. Великий Новгород, и принеся с собой свой крест, очерченный кругом. До сих пор в Православной символике существует такое понятие, как «новгородский крест», представляющий собой ни что иное, как стилизованный кельтский крест.

Актуальность данной темы для нас заключается в том, что после поражения фашизма во второй мировой войне общим символом неофашистского движения становится кельтский крест. То есть крест, состоящий из двух равносторонних перекладин, объединенных кругом. Этот крест является древнейшим кельтским символом, позже он был принят как один из видов христианского. Особенное распространение он получил в регионах с преимущественно кельтским населением – Ирландии, Шотландии, Бретани.

Данный символ для так называемых сторонников «Третьего пути» вводит бельгиец Жан Тириар. Это бывший активист «национал-большевистского движения» Генриха Лауфенберга, удачно отделавшийся от денацификации всего тремя годами обычной тюрьмы, создатель всеевропейской организации «Jeune Europe» («Юная Европа»), один из главных идеологов «Европы от Владивостока до Дублина». Принятие кельтского креста в качестве нового символа фашизма вместо скомпрометированной свастики мотивируется самим Тириаром (и закрепляется первыми же, последовавшими за разгромом гитлеровской Германии, съездами неофашистов) необходимостью исправления ошибки Гитлера, сделавшего ставку на одних лишь германцев. На новом этапе предлагается расширить базу для объединения европейских народов, причем кельтская идея должна послужить цементом для подобной склейки.

Оговорим сразу, что «кельтская идея» используется неофашистами весьма широко – кельтов, исходя из утверждений их теоретиков, следует искать не только там, где до 5 в. н.э. были, в основном, распространены эти индоевропейские племена (т.е. во Франции, Великобритании, Испании, Придунайском регионе), но по всей Европе. Вообще же эзотерически, на взгляд неофашистов, корни кельтов следует вести к империи древнеиндийского царевича Рамы. Только таким образом мифологизированная и широким образом понимаемая кельтская идея — может служить основанием для европейского единства.

Содержимое кельтской идеи в подобной неофашистской редакции, на наш взгляд, вытекает из многовекового противостояния двух символов – кельтского и лотарингского крестов. Причем нужно отметить, что тема символического противостояния лотарингского и кельтского креста историками до сих пор как целостный сюжет не рассматривалась, несмотря на то, что ее отдельные компоненты в принципе известны и описаны в классической историографии.

Хорошо известен тот факт, что при коллаборационистском режиме Виши, установившемся во Франции после ее капитуляции перед гитлеровской Германией в 1940 году получил большое распространение кельтский крест, который начинает тогда использоваться самыми различными политическими движениями.

С другой стороны, не менее известно, что символом де-голлевского движения Сопротивления (анти-Виши) становится крест лотарингский. Этот крест после победы союзников становится символом голлизма. После своего прихода на пост президента Франции в 1958 году де Голль долго думал, включать или не включать лотарингский крест в герб созданной им Пятой Республики, однако в итоге все же не включил.

Оружие Тора — молот Мьелльнир

Оружие Тора - молот Мьелльнир

Оружие Тора — молот Мьелльнир, волшебное оружие выкованное братьями-двергами (гномами) Синдри и Броком, которое всегда возвращается к владельцу после броска. По германским и скандинавским поверьям молот Бога Грома, разъезжающего в колеснице по небу. Доброжелательный к людям, он использует магический молот для разбивания преград, барьеров и препон, стоящих на пути. Метаемый как молния, молот всегда возвращается в руку владельца и служит для уничтожения больших препятствий. Тор (Þórr, Thor, Thunar, Donar) — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии, старший сын Одина и богини земли Ёрд. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам. Кроме того он защищает мир людей и богов от нападений злобных великанов Гримтурсенов. В последней битве (Рагнарёк) он сразится с мировым змеем Ёрмунгандом, убьёт его и сам погибнет от ран.

Оружие Тора — громовый молот Мьёллнир, который возвращается к владельцу, если его бросить. Удар этого молота вызывает молнию.

В легендах Тор описывается как могучий рыжебородый богатырь. Считалось, что во всем мире нет никого равного ему по силе. Тор так велик и тяжел, что его не может выдержать ни одна лошадь, а потому он ездит в колеснице, запряжённой двумя козлами: Таннгньостр (Tanngnjóstr) и Таннгриснир (Tanngrisnir). Эти козлы одновременно служат неисчерпаемым источником пищи — останавливаясь на ночлег, Тор их жарит и съедает, оставляя только кости, а на утро они снова оживают. Мьёллнир (древнескандинавское Mjolnir — «Крушитель»; правильное произношение — мьёльнир) — в германо-скандинавской мифологии молот Тора. Лёгок как перо и после метания возвращается в руку метавшего. Только Тор и его сын Магни могли поднять Мьёллнир. Тор одевал специальные рукавицы, чтобы дотронуться до молота и специальный пояс, удваивающий силу носящего. Удар Мьёллнира вызывал гром.

Он изготовлен гномами Броком и Сидри при споре с Локи о мастерстве кузнецов. Молот был признан асами лучшим творением гномов и Локи проиграл спор.

Одно время был похищен ётуном Тримом, но благодаря хитрости Локи и мудрости Хеймдалля Тор вернул свой молот обратно.

Амулет в виде Мьёллнира

Мьёллнир считался символом Тора. Копии молота были популярными в Скандинавии, люди носили их как амулет вокруг шеи, также они употреблялись в священных церемониях: свадьбах, жертвоприношениях альвам и т. п. Их подкладывали под кровать молодожёнам, чтобы у них было много детей. После приянтия христианства люди долго ещё носили одновременно крест и амулет-копию Мьёллнира.

ИггдрасильИггдрасиль (или Игдразил, askr Yggdrasills) — Мировое древо в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.

Игдразил покоится на трёх корнях, из которых один простирается к людям (в Мидгард), другой к великанам-ётунам (в Ётунхейм), третий в Нифльхейм, то есть преисподнюю. Под ветвями его правят асы, а под первым из корней находится колодец Урд’ар, у которого живут три норны. Их зовут Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — колодец Гвергельмир, из которого текут реки, создавшие землю.

Позднейший миф рассказывает о мудром орле на верхушке ясеня, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, о четырех оленях на ветвях его и о драконе Нидхёгг в колодце Гвергельмир, подгрызающем его корни. Белка Рататоск, прыгающая по дереву, беспрестанно переносит вести от орла к дракону.

В Старшей Эдде есть такие строки:

Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку — олень,
ствол гибнет от гнили.

Дословно «Иггдрассиль» означает «скакун Игга» (Игг — один из эпитетов Одина), имя Мирового Дерева представляет собой типичный для эддической поэзии кённинг. Существует мнение, что имя указывает на эпизод добычи рун Одином, когда он провисел, пригвождённый к Мировому Дереву, девять суток (аналогичный кённинг для виселицы — «скакун висельника»).

кельтский узел - трискельКельтский узел — Трискелион, трискель, трискел (от греч. τρισκελης — трёхногий) — это древний знак, три бегущие ноги выходящие из одной точки. Трискелион является также символом Сицилии. В VIII веке до нашей эры, греческая экспедиция, занимающаяся поиском новых территорий в Средиземноморье, натолкнулась на большой, доселе неизвестный остров, который привлёк греков богатыми природными ресурсами. Обплывая остров, греки обнаружили, что он имеет три вершины, которые мы теперь знаем как мыс Пахин на юге, мыс Пелор на востоке, и мыс Лилибей на западе. Трискелион появился вскоре отплытия греков от острова, названного ими Тринакрия, от греческого слова trinacrios, что означает треугольник. Символом Тринакрии, а ныне Сицилии, был выбран трискелион, что и сохранилось до наших дней.

http://www.extremclimb.narod.ru